школа
  • +7 (47343) 9-01-34
Шукавка, Ленина ул, 1а

Положение о библиотеке

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шукавская средняя общеобразовательная школа»

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

 

«Утверждаю»:

Директор МКОУ «Шукавская СОШ»

_____________________ Н.Н.Филимонов

Приказ по школе № 26 от 30.08.12 г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

I. Общие положения

1.1 Библиотека способствует формированию культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, созданию основы для
осознанного выбора профессии, воспитанию гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формированию здорового образа жизни.

1.2 Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов Воронежской области, решениями отдела образования, физической культуры и спорта администрации Верхнехавского муниципального района, Уставом школы, настоящим Положением, приказами и распоряжениями директора школы.

1.3 Деятельность библиотеки основывается на принципах
общедоступности, свободного развития личности.

1.4 Все участники образовательного процесса (учащиеся, педагогические и другие работники Школы) имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.5 Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы.

1.6 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса.

1.7 Организация обслуживания участников образовательного процесса производится при соблюдении правил и норм техники безопасности и противопожарных, санитарно-гигиенических требований.

 

II. Основные задачи библиотеки.

Основными задачами библиотеки являются:

2.1 Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных pecyрсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

2.2 Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.

2.3 Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользования книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2.4 Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

 

III. Основные функции.

3.1 Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.

3.2 Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы.

3.3 Обеспечение бесплатной учебной литературой в приоритетном порядке льготных категорий учащихся.

3.4 Обслуживание читателей на абонементе.

3.5 Ведение справочно-библиографического аппарата с учётом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек, справочно-информационного фонда.

3.6 Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умение поиска информации.

3.7 Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

3.8 Библиотечно-информационное обслуживание с учётом запросов читателей.

3.9 Ведение необходимой документации по учёту библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

3.10 Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, литературных вечеров и викторин).

3.11 Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.

3.12 Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

3.13 Изучение состояния читательского спроса с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

3.15 Исключение из библиотечного фонда непрофильной и излишней литературы в соответствии с действующими нормативами.

3.16 Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

3.17 Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

 

IV. Организация деятельности библиотеки.

4.1 Основное условие деятельности библиотеки – это наличие первоначального фонда, стабильного источника финансирования для комплектования литературы, единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих санитарным нормам помещения и оборудования.

4.2 Ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы.

4.3 Ответственность за сохранность оборудования и имущества библиотеки, библиотечного фонда, а также систематичность и качество комплектования основ фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с утвержденным перечнем учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников и учебно-методических изданий несет педагог, ответственный за работу библиотеки.

4.4 Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

  • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание читателей не производится;

  • не менее одного раза в месяц — методического дня.

V. Управление. Штаты.

 

5.1 Общее руководство деятельностью библиотеки в части планирования и организации воспитательной и просветительской работы с учащимися и родителями, комплектования учебного фонда в соответствии с утвержденным перечнем учебников осуществляет директор школы.

5.2 Руководство библиотекой осуществляет педагог, ответственный за работу библиотеки, который в пределах своей компетенции отвечает перед директором школы, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии обязанностями, предусмотренными соглашением между администрацией школы и данным педагогом.

5.3 Библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.

5.4 Педагог, ответственный за работу библиотеки, разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б) график режима работы библиотеки;

в) заявки на учебную литературу;

г ) планово-отчетную документацию.

5.5. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется педагогом только на добровольной основе в пределах, установленных соглашением между администрацией школы и педагогом.

VI. Права и обязанности пользователей библиотеки

6.1. Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

6.2 Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам па различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1- 2 классов);

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

6.3 Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

6.4 Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальныe сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия — учебный год;

-научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;

-периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.


7. Порядок обеспечения бесплатной учебной литературой учащихся.

 

7.1 Учебная литература выдается во временное пользование учащимся в порядке следующей очередности:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в т.ч. находящиеся под опекой и попечительством;

2) дети-инвалиды;

3) дети одиноких матерей (отцов);

4) дети из многодетных малообеспеченных семей;

5) дети военнослужащих срочной службы;

6) дети участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;

7) дети беженцев и вынужденных переселенцев;

8) дети безработных родителей, состоящих на учете в службе занятости;

9) дети, чьи родители погибли в местах боевых действий;

10) дети из семей, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум;

11) дети работников Школы;

12) дети, чьи родители внесли значительный вклад в пополнение школьного книжного фонда.

7.2 Классные руководители ежегодно на конец учебного года формируют и представляют работнику библиотеки регистр учащихся, относящихся к льготным категориям, обозначенным в п. 7.1, осуществляют контроль за соблюдением первоочередного обеспечения учебниками льготной категории учащихся.

7.3 Работник библиотеки с учетом имеющейся учебной литературы в фондах библиотеки определяет общую потребность в учебниках учащихся, в том числе и потребность в них льготной категории учащихся, учитывает полученные данные при формировании очередной заявки на учебную литературу.